#Читайдома: 7 неизвестных фактов про любую машину. Про вашу тоже

Сегодня поговорим о прочности кузова, замерим длину проводов и подсчитаем коли­чество деталей, из которых можно собрать авто­мобиль. Какие-то из фактов могут показаться странными или абсурдными, но каждый по-своему интересен.

Факт #1: Из проводов вашей машины можно сплести подвесной мост

Электропроводка — нервная система автомобиля. По проводам разной длины и сечения туда-сюда бегают сигналы — от мигания поворот­ников до запуска мотора и работы АБС. Чем современнее и дороже машина, тем больше проводов ей нужно. Опции, вроде активной подвески, аудио­системы с кучей динамиков или крыши «звёздное небо», вносят вклад в общую электро­сеть. Вот и выходит, что современный Mercedes-Benz S-Class или Porsche Panamera могут скрывать до трёх километров кабелей. Бюджетный Logan тоже не аутсайдер: совокупной длины его проводов точно хватит, чтобы запитать лампочку примерно в 800 метрах от вас.

Удивить можно и владельцев «старины». Так, общая длина двухсот электрокабелей первого VW Golf почти равна высоте главного здания МГУ. Стоит только размотать...

 

Факт #2: Чтобы скрутить кузов машины на градус, потребуется сила Халка

Жёсткость кузова — ключевой показатель безопасности машины. Обычно говорят о жёсткости на кручение, то есть способ­ности автомо­бильного кузова сохранять форму под действием большого скручива­ющего момента. Например, при вывеши­вании на уклоне. Для вашей Vesta значение будет таким: 18 000 Нм/град. Много ли это? Представим, что задняя подвеска машины зафикси­рована, а к точкам передней приделан рычаг длиной один метр. Чтобы «прокрутить» кузов на один-един­ственный градус, к концу этого рычага нужно приложить как минимум 18 тысяч Ньютонов силы. Или аккуратно повесить на него целый Jaguar F-Pace! Напомните, кто у нас может поднимать Ягуары?

Кстати, жёсткость кузова самого F-Pace достигает 22 000 Нм/град. А чтобы услышать, как хрустит карбоновый монокок Bugatti Chiron с показателем в 50 000 Нм/град, нашему Халку придётся объединиться с Тором.

 

Факт #3: Ваша машина в любой момент может стать «Теслой»

Речь идёт о езде на стартёре. В старые времена моторы заводили кривым рычагом, что требовало больших усилий. Сегодня запуском ведает электро­стартёр размером с буханку хлеба — и делает это быстро и без лишних усилий. Кажется, эта штука сильна. Но насколько?

Скажем так — достаточно сильна, чтобы машина проехала 30–40 метров на чистой электро­тяге; без бензина или с заглохшим мотором. Для этого стартёр придётся помучить — на машинах с «механикой» включить первую передачу и дольше обычного крутить мотор. Вместе с ним начнут вращаться и колёса. Далеко на таком «электрокаре» не уехать, поскольку стартёры не рассчитаны на длительную работу. Зато покинуть пере­крёсток или убрать заглохшую машину с ЖД-пере­езда можно. Увы, обладателям автомати­ческих коробок эта опция недоступна.

 

Факт #4: Чтобы завестись, машине требуется всего половина чайной ложки топлива

Если на секунду забыть про суровый русский климат и капризные моторы «Жигулей», то для запуска современного двигателя по цилиндрам должно пробежать около двух милли­литров горючки. Само собой, этого количества не хватит для полно­ценной работы, так что не жадни­чайте. Тем более что половина чайной ложки «девяносто пятого» в сегодняшних ценах — это какие-то 10 копеек.

Не верите? Ответы в видеоролике ниже. 

 

Факт #5: Под капотом машины стоят маленькие доменные печи

Жар внутри рабочего мотора намного выше сотни градусов по Цельсию. При воспламе­нении рабочей смеси темпе­ратура в цилиндрах вырастает до 2500 градусов, чего достаточно, чтобы плавить алюминий, железо или чугун. Теорети­чески мотор мог бы расплавить себя сам, однако этого не происходит — из-за хитрой системы охлаж­дения с отведением большого количе­ства тепла. Вдобавок продолжи­тельность одного такта рабочего хода (когда пламя горящей смеси толкает поршень вниз) слишком мала. Так что о крошечном литейном производ­стве в домашних условиях забудьте.

 

Факт #6 Из блока цилиндров можно сделать тысячи столовых приборов

Впрочем, можно попытаться переплавить сам мотор. Например, четырёх­цилиндрового блока ВАЗовской Гранты достаточно, чтобы сделать 45 чугун­ных сковородок. Или 1500 ложек для очень вмести­тельной столовой. А если взять отслуживший двигатель Hyundai Solaris, то ложек получится намного больше, и все они будут алюмини­евыми. Спасибо легко­сплавному блоку цилиндров.

 

Факт #7: Чтобы собрать копию Logan из Lego, нужно в 10 раз больше деталей, чем для настоящей машины

Казалось бы, пластиковый элемент конструктора намного крупнее гайки или контакта проводки вашей машины. А средне­статисти­ческий авто­мобиль уже собран более чем из тридцати тысяч различных элементов — от крупных до совсем крошечных. Пять тысяч из них приходятся на двигатель.

Но если попытаться создать Lego-копию в натуральную величину, потребуются уже сотни тысяч деталей. Например, пластмассовый Volvo XC90 в масштабе «один к одному» содержал 201 тысячу элементов. Неотличимый от оригинала пикап Chevrolet Silverado — уже 334 тысячи, а идентичный натуральному спорткар McLaren Senna потребовал без малого 468 000 «кубиков». Десять к одному...

По материалам портала auto.ru.

7 мая 2020 г.
Просмотры: 141